«Была на студии и группа людей, которая намеренно пыталась подорвать авторитет молодой немецкой кинематографии, скомпрометировать её в глазах общественности. Под их влияние попадали и некоторые честные художники. Так появлялись в репертуаре студии ленты, в которых, как в кривом зеркале, искажалась действительность, злобно высмеивались условия жизни демократической Германии».
У Германия долгая и сложная история кинематографа; особенно сложная – в тот период, когда Германия была разделена, и это разделение проявлялось не только в различных политических и общественных укладах, но и в культуре. По обе стороны стены создавались шедевры и проходные поделки, и там и там германское киноискусство имело свои преимущества и проблемы. В частности, очевидной проблемой являлось то, что на первых порах послевоенного разгрома ни ФРГ, ни ГДР не имели ни технической, ни эстетической возможности быть абсолютно самостоятельными и независимыми – для этого нужно было сначала сформировать своё собственное видение истории и выработать свой собственный киноязык. А как? Каким должен быть этот киноязык? Очевидно отличающимся от тоталитарного Третьего Рейха, но всё равно – каким?
«И если сегодня обратиться к прошлому, вспомнить, в каких необычайно сложных условиях начинала своё существование ДЕФА, как труден и прерывист был путь становления нового, социалистического искусства Германии, становится очевидным: в напряжённой борьбе с идеологическими противниками ДЕФА выстояла и победила <…>»
Вопреки часто звучащему мнению, что участие СССР фактически убила национальную самобытность кино ГДР, это опровергается тем простым фактом, что именно в ГДР возникли такие без шуток великие режиссёры, как Конрад Вольф, Хайновский и Шойман, Гюнтер Райш – и это уже не говоря о режиссёрах, не охваченных исследованием «Дорога к мастерству», а именно Херрман Цшохе, Рольф Лозански, Зигфрид Хартманн и многие другие. Собственно, замысел-то книги «Дорога к мастерству. Портреты кинорежиссёров ГДР» интересный и благой – привлечь внимание рядовых советских зрителей к киноискусству Восточной Германии. Конечно, в 1973 году эта задача была не столь актуальна, как сейчас, когда школьникам дай бог не перепутать аббревиатуры ГДР и ФРГ, но от этого не теряющая своей ценности.
Конрад Вольф: «Возможно, я ошибаюсь, но мне подчас кажется, что каши кинематографисты чрезмерно увлекаются драмами. Отсюда – обилие на экране мрачных, недовольных жизнью людей, тягостная обстановка, неразрешённые конфликты – всё это может создать превратную, неправильную картину нашей жизни в социалистической Германии».
К сожалению, как и в исследовании «Сделано в Голливуде» Е. Карцевой, в «Дороге к мастерству» Л. Касьяновой и А. Каравашкина очень заметно, в какой именно период и в какой стране была написана эта книга. Причём в «Дороге к мастерству» эта очевидность и явная политическая не то чтобы ангажированность, но навязчивая идеологичность усугубляется за счёт материала: как в серии советских ВГИКовских учебников самым худшим был тот, который затрагивал кинематограф Восточной Европы (поскольку заставлял думать, что только благодаря СССР кинематограф в этих-то странах и возник – что, конечно, отчасти правда, но отчасти, а не целиком), так и тут – книга, раскрывающая действительно интересную кинематографию ГДР, концентрируется больше на вопросах политики и влияния СССР, чем, собственно, на кино. Разумеется, я не хочу сказать, что исследовательская ценность книги нулевая – не нулевая: в ней действительно более-менее подробно охвачены творческие пути и характерные особенности целого ряда малоизвестных нынче режиссёров… Но – охвачены однобоко, к тому же не всегда справедливо и лишь с точки зрения их идеологического наполнения, и редко – художественной ценности.
Честно говоря, было бы интересно почитать современные исследования, портреты и просто обзор кинематографа ГДР, без такой тесной привязки искусства одной страны к политике другой. Естественно, что обойтись совсем без этого невозможно – уж таков исторический контекст, но всё же любопытно, как трактуют того же Курта Метцига или тем паче супругов Торндайков современные киноведы? Может быть, такие книги уже и есть, просто я не в курсе…
А «Дорога к мастерству» - исследование, конечно, познавательно; но, увы, не отличающееся ни глубиной, ни хотя бы яркими и интересными характеристиками описываемых режиссёров (а ведь это важная составляющая жанра «портрета»!).
(кадр из фильма "Пёстроклетчатые")