Pinkie Pie don't care. She does what she wants.
Обещала начать писать цветоразборы – сделала: начала ))) Каждый пост будет отведён цветовому разбору каждого отдельного персонажа всех мультфильмов, начиная с самых ранних – если только у читателей не будет отдельных пожеланий на разбор… да чего (или кого) угодно.
Поехали!
БелоснежкаИ первой под раздачу попадается хронологически ранняя работа студии «Дисней», а именно «Белоснежка и семь гномов». Начнём мы, само собой, с Белоснежки, потому что это будет наиболее логичное решение; тем более что в рамках этого мультфильма у неё самая сложная (с культурологической точки зрения) расцветка.
Первый свой полнометражный проект Уолт Дисней старался сделать максимально приближённым (ну, насколько это вообще возможно) к тексту сказки, и сама внешность Белоснежки полностью отвечает описанию из литературного первоисточника:
«была она бела, как снег, как кровь, румяна, и такая черноволосая, как черное дерево» (в некоторых версиях румяность заменяется на алость губ, но даже тут упрекнуть диснеевскую Белоснежку не в чём: губки-то у неё вполне пухленькие и алые).
Вообще это довольно любопытный момент, потому что – нельзя сказать, что чёрный цвет волос у сказочных персонажей не распространён: нет, он лишь чуть-чуть уступает блонду в популярности. Но дело в том, что, как правило, у него совершенно другое символическое значение: герои-брюнеты чаще связаны с магией, с потусторонним миром, не светлым колдовством и так далее, тогда как герои-блондины практически всегда более позитивны, хотя и то же связаны с чем-то необыкновенным (имеют царское происхождение, находятся под защитой светлых сил, ну и так далее). Белоснежка не является негативным персонажем (не антагонистом или злодеем, я имею в виду, а именно персонажем с негативно заряженной семантикой: она принцесса, не ведьма и не колдунья, вполне милая и замечательная девушка), но её происхождение, завязанное на магической и наверняка ритуальной практике (три капли крови на снег), её легкое общение с потусторонними, пускай и добрыми, силами (те самые гномы, ага; в русской бы сказке она бы непременно попала бы к Бабе-Яге, хороший повод для размышления) делают её чуть более мистическим персонажем, чем ряд аналогичных златовласых героинь.
Вот что совсем, на мой взгляд, интересно, так это цвет глаз героини в экранизации. Почему её традиционное платье такое пёстрое, это понятно – первый цветовой полнометражный мультфильм в истории, все дела, надо полностью насладиться насыщенностью цвета, но при этом – почему в качестве цвета для глаз главной героини был выбран тривиальный карий? Если в цвете волос у сказочных героев ещё есть какая-то дифференциация, то в выборе цвета глаз всё более-менее стандартно – голубые, синие, зелёные, изредка серые… но никак не карие! Ну, помимо того, что это просто наиболее выигрышное решение (голубые или зелёные глаза перетягивали бы на себя внимание, а на лице Белоснежки и так есть одно акцентированное место – это яркие красные губы), с точки зрения именно смысловой наполненности такого выбора это снижение и без того необыкновенного персонажа, приближение его к простому народу. В отличие от Золушки или эскапистки Авроры, Белоснежка охотно идёт на контакт со всеми встреченными людьми и не только: она простая, незамороченная и не тяготится грязной работы (а, кстати, такой момент у Золушки есть). Белоснежка просто на одной волне с теми, с кем она общается, пусть они даже и совсем не знатные. Разумеется, она принцесса, потерявшая свой статус с приходом мачехи, но эта тема её словно и не беспокоит: она наслаждается не сверхъестественными, а простыми житейскими радостями и общением с птичками.
Первое платье, в котором она появляется, такое простенькое и коричневое – очевидно для домашних работ; тут особо разбирать нечего – помимо того, что это просто удобная одежда для уборки, коричневый ещё имеет значение тягот, лишений, бедности, нужды, ну и всего такого. Лучшего цвета для вынужденной батрачить на левую женщину принцессы и не придумаешь. А вот что интересно, так это головные уборы Белоснежки: она не носит корону или диадему (по понятным причинам), у неё эту функцию выполняют бантики в волосах. Здесь он, например, синий – опять же, неяркий, не привлекающий в себе внимание, но как бы приоткрывающий дальнейшую доминанту синего в её костюме. Синий в данном случае не символ мудрости и экстраверсивности, а, скорее, обозначение её необыкновенного происхождения, связью с волшебством и магией, и заодно – её мечтательности. Дальше подобную семантику будет нести голубой цвет, но пока что у Белоснежки это именно синий.
А вот её традиционный наряд, с которым мы её и ассоциируем: вот этот сине-жёлто-красный праздничный костюм. Я опущу сейчас вопрос, зачем она в него нарядилась на прогулку (она-то не знает, что это несёт глубокий смысл с точки зрения языческой ритуалистики: убийство детей прежнего лидера и/или принесение в жертву наиболее прекрасной девушки конкретного региона, и потому жертва должна быть очень нарядной, она же его просто так, непонятно зачем напялила), важно другое – почему он такой невменяемо пёстрый? А вот почему:
красный, белый и синий рифмуются с самой внешностью Белоснежки! «Белая, как снег, красная, как кровь», ну а синий в данном случае выступает заменой чёрного (уже тогда «Дисней» отказывались наряжать положительного персонажа в чёрный цвет). А откуда тогда жёлтый? А чтобы не делать юбку белой – этот цвет очень невыгодно смотрится как доминанта, даже Эльза, повелительница снега и мороза, не в белом, а в голубом, обратите на это внимание.
Вот и вся тайна её костюма.
Ну, то есть можно было бы зарыться в СПГС, сказать, что вот, жёлтый – это символ лёгкого и яркого, солнечного характера Белоснежка, синь символизирует тень и глубину её души, красный – сексуальную привлекательность и т.д., но это как-то немножко глупо.
К слову, в оригинальном постере к мультфильму Белоснежка представлена в крайне малоудачном красно-золотом платье. Хорошо, что они отказались от этого решения: крайне неудачный наряд для такой героини.
Королева-мачехаЕсли в ретроспективе заметно, что Белоснежка имеет свой собственный цветовой паттерн, не повторявшийся ни после, ни тем более до, то Королева-мачеха стала иконографическим образцом стереотипного диснеевского злодея - в том числе и по цветам.
В первую очередь бросается в глаза то, что это - один из немногих (если не сказать уникальный, но на самом деле нет) безволосых злодеев: её волосы спрятаны под головной убор, и мы не видим даже корней. Позже эту фишку повторит Малефисент, но больше в "Диснее" "лысых" злодеев не появится. Чем можно объяснить отказ показывать волосы женского персонажа-антагониста? Ну, во-первых, это следование средневековой моде (леди Тремейн из девятнадцатого века и современная Круэлла такой особенности не имеют), во-вторых... мне кажется, можно предположить, что таким образом из них убирается всё, что можно отнести к человечности, и в первую очередь волосы. Причём Королевы это касается в меньшей степени: она потом превратится в старуху с длинными седыми лохмами, но относительно Малефисент такое предположение, мне кажется, верно: она настолько змеиная, настолько хтоническая, что просто не имеет права на такую естественную человеческую особенность, как волосы.
Но при этом у Королевы-мачехи видно глаза. Да как видно, они настолько густо накрашены, что их практически невозможно не заметить! (ещё одна иконографическая особенность диснеевских злодеек: в отличие от положительных героинь, они почти всегда ярко накрашены и вообще подчёркивают свою красоту искусственными методами, в том числе и декольте, которое даже очевидно сексуальные Эсмеральда и Мэг не носят) Тут всё по классике: раз зелёные глаза, значит злодейка. По классике в смысле по сказочной классике: "Дисней" на самом деле не так часто прибегают к зелёному цвету глаз у злодеев. (но при этом всякий раз это наиболее хрестоматийные злодеи - Скар, например) Зелёный цвет глаз в принципе не очень распространённый, к тому же фольклор придал им семантику глаза "недоброго", "злого" и, говоря прямо, вообще чародейского. Какая разница с кареглазой Белоснежкой!
Ну и самое, конечно, очевидное - это её наряд. Про чёрное рубище старушки мы ещё поговорим, сейчас пока её торжественное одеяние, в котором она сидит, похоже, 24/7; как показывает история, короли вообще не дураки примодниться, а тут - одно-единственное платье, да к тому же не самое красочное... Но при этом фиолетовое. Пурпур как краска - редкость большая, добиться подобного цвета в условиях средневековой промышленности было #тяжеловато, и потому в принципе этот цвет считался привилегией очень особенных людей: священнослужителей или королей. С точки зрения же цветовой семантики диснеевских произведений, фиолетовый является заменой... чёрному! То есть тут пока эта замена не очевидна, потому что Королева одета и в чёрное тоже, но в дальнейшем фиолетовый цвет будет использоваться именно как характеристика отрицательного персонажа (про исключения мы ещё поговорим в будущем), и зачастую будет служить идейной заменой чёрного, если по какой-то причине этот цвет использовать будет нельзя. Или вместе с ним, как в этом случае: всё же у фиолетового свой собственный смысл, не тождественный чёрному, а именно - тесная связь с магией, вернее создание таковой. Персонажи в фиолетовом всегда в большей или меньшей степени чародеи и колдуны, причём колдуны недобрые. Ну, опять же, как здесь )))
Чёрно-фиолетовое одеяние королевы разбавляется золотым (ну это очевидно, подчёркивание её высокого статуса; к тому же золотые у Королевы корона и медальон - а какими им ещё быть), красным (опять же, статус; плюс очевидная сексуальность персонажа) и немного - белым (в основном для контраста; ну и вообще белый выступает тоже как цвет высокого статуса в диснеевской иконографике - мы ещё до этого дойдём, когда будем разбирать "Принцессу и лягушку"). Это простой, но всё равно очень нарядный костюм, в отличие от рубища, в которое Королева облачилась, когда пришла к Белоснежке. Причём смотрите: это рубище не коричневое, не серое, оно чёрное! Почему у Белоснежки не сработал тревожный звоночек при виде этого более чем необычного одеяния, непонятное: крестьяне такой цвет не носят, он дорогой. Да и вообще - случайная рандомная карга в чёрном... посреди леса... волшебного леса... нет, тут что-то явно не так. Как хорошо, что Белоснежка достаточно наивна, чтобы не задаваться такими вопросами.
(кстати, я вот раньше этого не замечала, а ведь у Королевы-мачехи трон украшен символикой Геры - или, вернее, Юноны: павлиньи перья, змея, корона, только чаши не хватает... Небось под себя заказывала, любительница античной мифологии)
ПринцПринц - одна из самых неинтересных фигур мультфильма вообще и один из самых странных персонажей для цветоразбора в частности.
Почему я так считаю? Потому что, в отличие от Королевы-мачехи, принц не стал иконографическим образцом для мужских персонажей "Дисней"; но, в отличие от Белоснежки, его костюм менее своеобразный и символический, чем может показаться на первый взгляд. Технически всё верно: он одет по моде шестнадцатого века (при этом его костюм более исторически точный, чем голорукое платье Белоснежки)... но при этом сочетание цветов останется уникальным только для этого персонажа. Он не станет таким же "преемственным", как бело-голубой костюм Эрика или зелёный - Питера Пэна. Вопрос - почему?
Вряд ли на момент 1937 года этого персонажа могли считать неудачным; это сейчас принц из "Белоснежки" находится в самом низу топа популярных мужских персонажей "Дисней", тогда-то он вполне отвечал своему времени и большего от него не требовалось. Но со временем его начали вытеснять другие персонажи-мальчики, более колоритные и характерные: Пиноккио, Питер Пэн, принц Филипп, Артур, я уж не говорю про персонажей-животных, тут-то вообще от конкуренции не проломиться - Бэмби, Дамбо, Бродяга... И всё это - в течении не такого уж и длинного периода классической эпохи "Дисней". Принц из "Белоснежки" оказался просто слишком невыразительным, чтобы: а) выдерживать конкуренцию с другими мужскими персонажами; б) чтобы стать основой для репрезентации мужских персонажей.
Но это всё преамбула; что же конкретнее, по цветам?
Единственное, где отличился принц и что потом станет какой-никакой, а наследуемой традицией, это цвет волос и глаз: голубоглазые шатены станут достаточно стереотипными персонажами для мировой анимации... и одной очень популярной серии кукол.
Да. Именно благодаря принцу из "Белоснежки" мы можем сказать "Спасибо" за возникновение бойфренда куклы Барби - Кена: такого же хорошо раскрытого (сарказм) персонажа, как его прототип.
Но всё же, почему?
Ну, как ни странно, в анимации шатенистость, как правило, является комплексной частью в целом маскулинного образа. Героиня может быть рыжей, блондинкой, брюнеткой, аловолосой, синеволосой, но, на самом деле, довольно редко - русой (реже, чем все иные цвета волос). Герой же может обладать почти любой (кроме полной) фигурой, но он почти всегда будет шатен или любых других оттенков коричневого. Дело в том, что любой коричневый цвет волос - это заранее указание на обыденное происхождение персонажа, на его отсутствующую сверхъестественность. У принца, в отличие от Белоснежки, нет ни волшебного происхождения, ни истории конкурентной борьбы с мачехой-ведьмой, ни протекции от лесных существ: он, в общем-то, нормальный сказочный "мужик" без этих всех ваших странностей. Но при этом мечтательный и романтичный, истинный герой любовного романа, на что и указывает его голубоглазость.
(оффтопом: да, принц Филипп тоже стереотипный герой любовного романа, и тем не менее он как раз кареглазый. разумное возражение, на которое я могу ответить только тем, что, во-первых, принц Белоснежки более интровертен, чем принц Филипп, во-вторых, всё же более традиционно-сказочный персонаж. принц Филипп слишком герой мальчишеского боевика, рыцарской баллады, а не условной волшебной сказки, в которой жених выступает постольку-поскольку)
Что же касаемо цвета его костюма, то тут есть отдельные любопытные моменты.
В первую очередь это, конечно же, триколор: белый-синий-красный. Помимо того, что это очевидная рифмовка с костюмом и цветовым паттерном Белоснежки (чуть менее нарядный, поэтому с белым цветом, а не жёлтым), это ещё и традиционные цвета Положительного Героя в американской культуры. Это сочетание патриотизма, мужественности, цвета всего хорошего - в конце концов, это 1937 год, уже на тот момент появился красно-синий Супермен и не за горами должен возникнуть красно-бело-синий Капитан Америка. Принц положительный персонаж настолько, что, будучи героем как бы французской сказки, он носит самые "положительные" цвета именно современной (ну, на момент 37-го года) американской культуры...
Что ещё любопытного в его образе? Без шуток, штаны. Нет, это в самом деле очень забавный момент: если в мультфильме они, скорее, серые, и выполняющие служебную функцию, то на всяких современных оф.артах и даже в игрушке этого персонажа они имеют отчётливый голубой цвет. Забавно, что современная иконографика пытается навязывать свои цвета и смыслы даже тем персонажам, трогать которых казалось бы несолидным...
ГномыИ последнее, о чём стоило бы поговорить в рамках цветоразбора «Белоснежки и семи гномов» - это, конечно же, сами семь гномов. Т.е. цветовая характеристика их и/или их костюмов.
Интересно в первую очередь то, что это первый в истории анимации пример, когда индивидуальность каждого гнома проявляется в его костюме; конечно, это связано с тем, что это вообще первая же анимационная экранизация сказки, но ведь ничего не мешало Диснею обезличить персонажей, сделать их неотличимыми друг от друга. Гномы не играют такой уж большой роли в сюжете (что в сказочном, что в мультяшном) и потому, казалось бы, нет нужды делать каждого из них уникальным…
Однако Дисней сделал. Почему?
Да это просто намного интереснее!
Одно дело – работать с неотличимыми друг от друга статистами, этаким коллективным разумом, неким едином целым, разбитым на семь отдельных единиц, и совсем другое – работать с персонажами, у которых есть характер. Пусть простой, пусть укладывающийся в кратенькую характеристику (Умник лидер, Ворчун сердитый, а Простачок наивный дурачок), но с ними формируется особенная связь, более личностная, более интимная. Причём не только у зрителей – у самих аниматоров.
Стоит отметить, что дальше эта индивидуализация гномов пойдёт ещё дальше, и у каждого из них будет собственная цветовая палитра, но пока речи об этом не заходит. Костюмы гномов выдержаны примерно в одной гамме, просто с разными акцентами:
у Умника и Ворчуна этот цвет красный (у Ворчуна чуть более тёмный: если Умник это такой позитивный лидер, то тут красный маркирует скорее очень самодостаточного персонажа, отстранённого интроверта; я не вспомню в истории Диснея других примеров такого использования красного цвета),
у Скромника – жёлтый (не яркий, а такой слабый-слабый, скорее даже оттенок коричневого),
у Простака – зелёный (яркий, маркирующий его юный – относительно других гномов – возраст, показывающий непосредственность, наивность и творческую натуру персонажа; частично это перекликается с характеристикой появившегося позже Питера Пэна, но там-то зелёный намного темнее, не такой пронзительный),
у Весельчака, Чихуна и Сони – разные оттенки коричневого (вообще коричневый – это главная доминанта всех гномов: всё-таки они в первую очередь труженики, зарабатывающие себе на жизнь… окей, у них нет зарплаты… м-м-м, практикующими постоянный физический труд, во).
В принципе, это всё. Ну, ещё у Сони есть голубая шапочка; мы уже говорили ранее, что у голубого весьма интересная эволюция в рамках цветовой эстетики «Дисней», и в будущем он станет главным цветом принцесс, принцев и прочих мечтателей. Пока что голубой выражает не полёт фантазии, не мечтательную интроверсивную натуру главного героя, а буквально склонность ко сну. Впрочем, не так уж эти понятия отличны друг от друга…
Поехали!
БелоснежкаИ первой под раздачу попадается хронологически ранняя работа студии «Дисней», а именно «Белоснежка и семь гномов». Начнём мы, само собой, с Белоснежки, потому что это будет наиболее логичное решение; тем более что в рамках этого мультфильма у неё самая сложная (с культурологической точки зрения) расцветка.
Первый свой полнометражный проект Уолт Дисней старался сделать максимально приближённым (ну, насколько это вообще возможно) к тексту сказки, и сама внешность Белоснежки полностью отвечает описанию из литературного первоисточника:
«была она бела, как снег, как кровь, румяна, и такая черноволосая, как черное дерево» (в некоторых версиях румяность заменяется на алость губ, но даже тут упрекнуть диснеевскую Белоснежку не в чём: губки-то у неё вполне пухленькие и алые).
Вообще это довольно любопытный момент, потому что – нельзя сказать, что чёрный цвет волос у сказочных персонажей не распространён: нет, он лишь чуть-чуть уступает блонду в популярности. Но дело в том, что, как правило, у него совершенно другое символическое значение: герои-брюнеты чаще связаны с магией, с потусторонним миром, не светлым колдовством и так далее, тогда как герои-блондины практически всегда более позитивны, хотя и то же связаны с чем-то необыкновенным (имеют царское происхождение, находятся под защитой светлых сил, ну и так далее). Белоснежка не является негативным персонажем (не антагонистом или злодеем, я имею в виду, а именно персонажем с негативно заряженной семантикой: она принцесса, не ведьма и не колдунья, вполне милая и замечательная девушка), но её происхождение, завязанное на магической и наверняка ритуальной практике (три капли крови на снег), её легкое общение с потусторонними, пускай и добрыми, силами (те самые гномы, ага; в русской бы сказке она бы непременно попала бы к Бабе-Яге, хороший повод для размышления) делают её чуть более мистическим персонажем, чем ряд аналогичных златовласых героинь.
Вот что совсем, на мой взгляд, интересно, так это цвет глаз героини в экранизации. Почему её традиционное платье такое пёстрое, это понятно – первый цветовой полнометражный мультфильм в истории, все дела, надо полностью насладиться насыщенностью цвета, но при этом – почему в качестве цвета для глаз главной героини был выбран тривиальный карий? Если в цвете волос у сказочных героев ещё есть какая-то дифференциация, то в выборе цвета глаз всё более-менее стандартно – голубые, синие, зелёные, изредка серые… но никак не карие! Ну, помимо того, что это просто наиболее выигрышное решение (голубые или зелёные глаза перетягивали бы на себя внимание, а на лице Белоснежки и так есть одно акцентированное место – это яркие красные губы), с точки зрения именно смысловой наполненности такого выбора это снижение и без того необыкновенного персонажа, приближение его к простому народу. В отличие от Золушки или эскапистки Авроры, Белоснежка охотно идёт на контакт со всеми встреченными людьми и не только: она простая, незамороченная и не тяготится грязной работы (а, кстати, такой момент у Золушки есть). Белоснежка просто на одной волне с теми, с кем она общается, пусть они даже и совсем не знатные. Разумеется, она принцесса, потерявшая свой статус с приходом мачехи, но эта тема её словно и не беспокоит: она наслаждается не сверхъестественными, а простыми житейскими радостями и общением с птичками.
Первое платье, в котором она появляется, такое простенькое и коричневое – очевидно для домашних работ; тут особо разбирать нечего – помимо того, что это просто удобная одежда для уборки, коричневый ещё имеет значение тягот, лишений, бедности, нужды, ну и всего такого. Лучшего цвета для вынужденной батрачить на левую женщину принцессы и не придумаешь. А вот что интересно, так это головные уборы Белоснежки: она не носит корону или диадему (по понятным причинам), у неё эту функцию выполняют бантики в волосах. Здесь он, например, синий – опять же, неяркий, не привлекающий в себе внимание, но как бы приоткрывающий дальнейшую доминанту синего в её костюме. Синий в данном случае не символ мудрости и экстраверсивности, а, скорее, обозначение её необыкновенного происхождения, связью с волшебством и магией, и заодно – её мечтательности. Дальше подобную семантику будет нести голубой цвет, но пока что у Белоснежки это именно синий.
А вот её традиционный наряд, с которым мы её и ассоциируем: вот этот сине-жёлто-красный праздничный костюм. Я опущу сейчас вопрос, зачем она в него нарядилась на прогулку (она-то не знает, что это несёт глубокий смысл с точки зрения языческой ритуалистики: убийство детей прежнего лидера и/или принесение в жертву наиболее прекрасной девушки конкретного региона, и потому жертва должна быть очень нарядной, она же его просто так, непонятно зачем напялила), важно другое – почему он такой невменяемо пёстрый? А вот почему:
красный, белый и синий рифмуются с самой внешностью Белоснежки! «Белая, как снег, красная, как кровь», ну а синий в данном случае выступает заменой чёрного (уже тогда «Дисней» отказывались наряжать положительного персонажа в чёрный цвет). А откуда тогда жёлтый? А чтобы не делать юбку белой – этот цвет очень невыгодно смотрится как доминанта, даже Эльза, повелительница снега и мороза, не в белом, а в голубом, обратите на это внимание.
Вот и вся тайна её костюма.
Ну, то есть можно было бы зарыться в СПГС, сказать, что вот, жёлтый – это символ лёгкого и яркого, солнечного характера Белоснежка, синь символизирует тень и глубину её души, красный – сексуальную привлекательность и т.д., но это как-то немножко глупо.
К слову, в оригинальном постере к мультфильму Белоснежка представлена в крайне малоудачном красно-золотом платье. Хорошо, что они отказались от этого решения: крайне неудачный наряд для такой героини.
Королева-мачехаЕсли в ретроспективе заметно, что Белоснежка имеет свой собственный цветовой паттерн, не повторявшийся ни после, ни тем более до, то Королева-мачеха стала иконографическим образцом стереотипного диснеевского злодея - в том числе и по цветам.
В первую очередь бросается в глаза то, что это - один из немногих (если не сказать уникальный, но на самом деле нет) безволосых злодеев: её волосы спрятаны под головной убор, и мы не видим даже корней. Позже эту фишку повторит Малефисент, но больше в "Диснее" "лысых" злодеев не появится. Чем можно объяснить отказ показывать волосы женского персонажа-антагониста? Ну, во-первых, это следование средневековой моде (леди Тремейн из девятнадцатого века и современная Круэлла такой особенности не имеют), во-вторых... мне кажется, можно предположить, что таким образом из них убирается всё, что можно отнести к человечности, и в первую очередь волосы. Причём Королевы это касается в меньшей степени: она потом превратится в старуху с длинными седыми лохмами, но относительно Малефисент такое предположение, мне кажется, верно: она настолько змеиная, настолько хтоническая, что просто не имеет права на такую естественную человеческую особенность, как волосы.
Но при этом у Королевы-мачехи видно глаза. Да как видно, они настолько густо накрашены, что их практически невозможно не заметить! (ещё одна иконографическая особенность диснеевских злодеек: в отличие от положительных героинь, они почти всегда ярко накрашены и вообще подчёркивают свою красоту искусственными методами, в том числе и декольте, которое даже очевидно сексуальные Эсмеральда и Мэг не носят) Тут всё по классике: раз зелёные глаза, значит злодейка. По классике в смысле по сказочной классике: "Дисней" на самом деле не так часто прибегают к зелёному цвету глаз у злодеев. (но при этом всякий раз это наиболее хрестоматийные злодеи - Скар, например) Зелёный цвет глаз в принципе не очень распространённый, к тому же фольклор придал им семантику глаза "недоброго", "злого" и, говоря прямо, вообще чародейского. Какая разница с кареглазой Белоснежкой!
Ну и самое, конечно, очевидное - это её наряд. Про чёрное рубище старушки мы ещё поговорим, сейчас пока её торжественное одеяние, в котором она сидит, похоже, 24/7; как показывает история, короли вообще не дураки примодниться, а тут - одно-единственное платье, да к тому же не самое красочное... Но при этом фиолетовое. Пурпур как краска - редкость большая, добиться подобного цвета в условиях средневековой промышленности было #тяжеловато, и потому в принципе этот цвет считался привилегией очень особенных людей: священнослужителей или королей. С точки зрения же цветовой семантики диснеевских произведений, фиолетовый является заменой... чёрному! То есть тут пока эта замена не очевидна, потому что Королева одета и в чёрное тоже, но в дальнейшем фиолетовый цвет будет использоваться именно как характеристика отрицательного персонажа (про исключения мы ещё поговорим в будущем), и зачастую будет служить идейной заменой чёрного, если по какой-то причине этот цвет использовать будет нельзя. Или вместе с ним, как в этом случае: всё же у фиолетового свой собственный смысл, не тождественный чёрному, а именно - тесная связь с магией, вернее создание таковой. Персонажи в фиолетовом всегда в большей или меньшей степени чародеи и колдуны, причём колдуны недобрые. Ну, опять же, как здесь )))
Чёрно-фиолетовое одеяние королевы разбавляется золотым (ну это очевидно, подчёркивание её высокого статуса; к тому же золотые у Королевы корона и медальон - а какими им ещё быть), красным (опять же, статус; плюс очевидная сексуальность персонажа) и немного - белым (в основном для контраста; ну и вообще белый выступает тоже как цвет высокого статуса в диснеевской иконографике - мы ещё до этого дойдём, когда будем разбирать "Принцессу и лягушку"). Это простой, но всё равно очень нарядный костюм, в отличие от рубища, в которое Королева облачилась, когда пришла к Белоснежке. Причём смотрите: это рубище не коричневое, не серое, оно чёрное! Почему у Белоснежки не сработал тревожный звоночек при виде этого более чем необычного одеяния, непонятное: крестьяне такой цвет не носят, он дорогой. Да и вообще - случайная рандомная карга в чёрном... посреди леса... волшебного леса... нет, тут что-то явно не так. Как хорошо, что Белоснежка достаточно наивна, чтобы не задаваться такими вопросами.
(кстати, я вот раньше этого не замечала, а ведь у Королевы-мачехи трон украшен символикой Геры - или, вернее, Юноны: павлиньи перья, змея, корона, только чаши не хватает... Небось под себя заказывала, любительница античной мифологии)
ПринцПринц - одна из самых неинтересных фигур мультфильма вообще и один из самых странных персонажей для цветоразбора в частности.
Почему я так считаю? Потому что, в отличие от Королевы-мачехи, принц не стал иконографическим образцом для мужских персонажей "Дисней"; но, в отличие от Белоснежки, его костюм менее своеобразный и символический, чем может показаться на первый взгляд. Технически всё верно: он одет по моде шестнадцатого века (при этом его костюм более исторически точный, чем голорукое платье Белоснежки)... но при этом сочетание цветов останется уникальным только для этого персонажа. Он не станет таким же "преемственным", как бело-голубой костюм Эрика или зелёный - Питера Пэна. Вопрос - почему?
Вряд ли на момент 1937 года этого персонажа могли считать неудачным; это сейчас принц из "Белоснежки" находится в самом низу топа популярных мужских персонажей "Дисней", тогда-то он вполне отвечал своему времени и большего от него не требовалось. Но со временем его начали вытеснять другие персонажи-мальчики, более колоритные и характерные: Пиноккио, Питер Пэн, принц Филипп, Артур, я уж не говорю про персонажей-животных, тут-то вообще от конкуренции не проломиться - Бэмби, Дамбо, Бродяга... И всё это - в течении не такого уж и длинного периода классической эпохи "Дисней". Принц из "Белоснежки" оказался просто слишком невыразительным, чтобы: а) выдерживать конкуренцию с другими мужскими персонажами; б) чтобы стать основой для репрезентации мужских персонажей.
Но это всё преамбула; что же конкретнее, по цветам?
Единственное, где отличился принц и что потом станет какой-никакой, а наследуемой традицией, это цвет волос и глаз: голубоглазые шатены станут достаточно стереотипными персонажами для мировой анимации... и одной очень популярной серии кукол.
Да. Именно благодаря принцу из "Белоснежки" мы можем сказать "Спасибо" за возникновение бойфренда куклы Барби - Кена: такого же хорошо раскрытого (сарказм) персонажа, как его прототип.
Но всё же, почему?
Ну, как ни странно, в анимации шатенистость, как правило, является комплексной частью в целом маскулинного образа. Героиня может быть рыжей, блондинкой, брюнеткой, аловолосой, синеволосой, но, на самом деле, довольно редко - русой (реже, чем все иные цвета волос). Герой же может обладать почти любой (кроме полной) фигурой, но он почти всегда будет шатен или любых других оттенков коричневого. Дело в том, что любой коричневый цвет волос - это заранее указание на обыденное происхождение персонажа, на его отсутствующую сверхъестественность. У принца, в отличие от Белоснежки, нет ни волшебного происхождения, ни истории конкурентной борьбы с мачехой-ведьмой, ни протекции от лесных существ: он, в общем-то, нормальный сказочный "мужик" без этих всех ваших странностей. Но при этом мечтательный и романтичный, истинный герой любовного романа, на что и указывает его голубоглазость.
(оффтопом: да, принц Филипп тоже стереотипный герой любовного романа, и тем не менее он как раз кареглазый. разумное возражение, на которое я могу ответить только тем, что, во-первых, принц Белоснежки более интровертен, чем принц Филипп, во-вторых, всё же более традиционно-сказочный персонаж. принц Филипп слишком герой мальчишеского боевика, рыцарской баллады, а не условной волшебной сказки, в которой жених выступает постольку-поскольку)
Что же касаемо цвета его костюма, то тут есть отдельные любопытные моменты.
В первую очередь это, конечно же, триколор: белый-синий-красный. Помимо того, что это очевидная рифмовка с костюмом и цветовым паттерном Белоснежки (чуть менее нарядный, поэтому с белым цветом, а не жёлтым), это ещё и традиционные цвета Положительного Героя в американской культуры. Это сочетание патриотизма, мужественности, цвета всего хорошего - в конце концов, это 1937 год, уже на тот момент появился красно-синий Супермен и не за горами должен возникнуть красно-бело-синий Капитан Америка. Принц положительный персонаж настолько, что, будучи героем как бы французской сказки, он носит самые "положительные" цвета именно современной (ну, на момент 37-го года) американской культуры...
Что ещё любопытного в его образе? Без шуток, штаны. Нет, это в самом деле очень забавный момент: если в мультфильме они, скорее, серые, и выполняющие служебную функцию, то на всяких современных оф.артах и даже в игрушке этого персонажа они имеют отчётливый голубой цвет. Забавно, что современная иконографика пытается навязывать свои цвета и смыслы даже тем персонажам, трогать которых казалось бы несолидным...
ГномыИ последнее, о чём стоило бы поговорить в рамках цветоразбора «Белоснежки и семи гномов» - это, конечно же, сами семь гномов. Т.е. цветовая характеристика их и/или их костюмов.
Интересно в первую очередь то, что это первый в истории анимации пример, когда индивидуальность каждого гнома проявляется в его костюме; конечно, это связано с тем, что это вообще первая же анимационная экранизация сказки, но ведь ничего не мешало Диснею обезличить персонажей, сделать их неотличимыми друг от друга. Гномы не играют такой уж большой роли в сюжете (что в сказочном, что в мультяшном) и потому, казалось бы, нет нужды делать каждого из них уникальным…
Однако Дисней сделал. Почему?
Да это просто намного интереснее!
Одно дело – работать с неотличимыми друг от друга статистами, этаким коллективным разумом, неким едином целым, разбитым на семь отдельных единиц, и совсем другое – работать с персонажами, у которых есть характер. Пусть простой, пусть укладывающийся в кратенькую характеристику (Умник лидер, Ворчун сердитый, а Простачок наивный дурачок), но с ними формируется особенная связь, более личностная, более интимная. Причём не только у зрителей – у самих аниматоров.
Стоит отметить, что дальше эта индивидуализация гномов пойдёт ещё дальше, и у каждого из них будет собственная цветовая палитра, но пока речи об этом не заходит. Костюмы гномов выдержаны примерно в одной гамме, просто с разными акцентами:
у Умника и Ворчуна этот цвет красный (у Ворчуна чуть более тёмный: если Умник это такой позитивный лидер, то тут красный маркирует скорее очень самодостаточного персонажа, отстранённого интроверта; я не вспомню в истории Диснея других примеров такого использования красного цвета),
у Скромника – жёлтый (не яркий, а такой слабый-слабый, скорее даже оттенок коричневого),
у Простака – зелёный (яркий, маркирующий его юный – относительно других гномов – возраст, показывающий непосредственность, наивность и творческую натуру персонажа; частично это перекликается с характеристикой появившегося позже Питера Пэна, но там-то зелёный намного темнее, не такой пронзительный),
у Весельчака, Чихуна и Сони – разные оттенки коричневого (вообще коричневый – это главная доминанта всех гномов: всё-таки они в первую очередь труженики, зарабатывающие себе на жизнь… окей, у них нет зарплаты… м-м-м, практикующими постоянный физический труд, во).
В принципе, это всё. Ну, ещё у Сони есть голубая шапочка; мы уже говорили ранее, что у голубого весьма интересная эволюция в рамках цветовой эстетики «Дисней», и в будущем он станет главным цветом принцесс, принцев и прочих мечтателей. Пока что голубой выражает не полёт фантазии, не мечтательную интроверсивную натуру главного героя, а буквально склонность ко сну. Впрочем, не так уж эти понятия отличны друг от друга…
@темы: Белоснежка и семь гномов, Дисней, цветоразборы
У злых королев главный паттерн злодейства-это жизнь взаймы
они берут то, на что не имеют права сверхъестественным способом
но реально их жизненные силы-на исходе
Забавно что Белоснежка чуть ли не единственная коротко стриженая, но это 37 год, и 80% голливуда все еще носит стрижки
Потом все положительные героини будут носить длинные волосы, даже Тиана-хотя ей-то как раз по моде положено быть стриженой.
А у злодеек если волосы не стрижены, то убраны в прическу как у мачехи Золушки
Платье Белоснежки это еще и краткая ее история, если читать сверху вниз-из живой девочки в мертвенькую (а тонкая желтая линия-это намек, что надежда оживить ее все-таки есть)